Участники дискуссии на ежегодной встрече Всемирного экономического форума 2025 года в Давосе признали сложность достижения цели утроения ядерных мощностей к 2050 году, но подчеркнули прогресс, достигнутый в области цепочки поставок и финансирования в рамках достижения этой цели.
«Это настоящая веха для Всемирного экономического форума, — отметила модератор сессии Кирсти Гоган, директор-основатель и со-исполнительный директор Terra Praxis. — Это первая публичная дискуссия по ядерной энергетике, которая когда-либо проводилась в Давосе».
Она заявила, что мир переживает «поворотный момент»… тридцать стран обязались утроить ядерные мощности к 2050 году. Теперь достижение этой цели будет означать, что темпы строительства будут составлять около 30 гигаватт в год в течение 20 лет, начиная с 2030 года. И это еще не все. Промышленные потребители энергии заявляют о своей потребности в сотнях гигаватт чистой энергии для обеспечения критически важных для бизнеса операций».
Гоган отметила, что крупнейшие финансовые учреждения меняют свою позицию в отношении финансирования ядерных проектов, что свидетельствует о «реальном изменении отношения рынков капитала к ядерной энергетике». Однако, если мы хотим утроить ядерные мощности, мы должны «коренным образом изменить способ проектирования и доставки ядерной энергии».
Эбба Буш, заместитель премьер-министра Швеции и министр энергетики, бизнеса и промышленности, заявила, что в последние годы произошел сдвиг в поддержке ядерной энергетики. Она отметила, что это было продиктовано тремя причинами: «это факты, это физика и потребность в надежде на будущее».
Она добавила: «У меня глобальная миссия — убрать политику из энергетической политики и вернуть в нее физику, потому что действительно трудно обеспечить конкурентоспособный переход к «зеленой» экономике без большого количества базовой энергии, доступной для диспетчеризации, то есть 24 часа в сутки, 7 дней в году. Вы не сможете другим способом электрифицировать свою тяжелую промышленность».
По словам Вэнь Шугана, председателя правления China Huaneng Group, интерес к ядерной энергетике обусловлен тремя основными факторами. Во-первых, «многим людям становится все более очевидным, что ядерная энергетика является низкоуглеродной». Во-вторых, отрасль использует передовые технологии для обеспечения безопасности атомных электростанций. «Регулирующие органы теперь также требуют от нас соблюдения самых высоких стандартов, так что, когда речь заходит о безопасности, это еще более важно», — сказал он. В-третьих, ядерная энергетика может использоваться не только для производства электроэнергии.
Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Рафаэль Мариано Гросси заявил, что, хотя ядерная промышленность Китая, вероятно, способна утроить ядерные мощности страны к 2050 году, «на Западе есть проблемы, хотя я думаю, что отрасль может справиться с этой задачей, но некоторые вещи должны измениться, или некоторые вещи должны быть сделаны для решения этой задачи, и здесь имеются в виду разные аспекты — нормативные, финансовые, промышленные, технологические и политические».
«Да, в течение ряда лет мы сталкивались с некоторыми трудностями, в том числе с некоторыми политическими событиями», — отметил председатель правления и главный исполнительный директор EDF Люк Ремон. «Сейчас мы находимся на том этапе, когда, я думаю, наша обрабатывающая промышленность полностью готова к производству всех компонентов, которые используются на атомных электростанциях. Но нам нужно вернуться к прошлому, как мы делали это раньше — 30 лет назад мы подключали к сети пять ядерных ректоров в год. Сейчас наши китайские друзья строят по десять реакторов в год. Тем временем Запад прекратил поставки новых реакторов. Поэтому нам нужно ускорить темпы строительства, повторяя одно и то же, а не изобретать велосипед на пути от одного реактора к другому».
Что касается финансирования ядерных проектов, Дэррил Уайт, генеральный директор BMO Financial Group, отметил, что в последнее время наметились позитивные сдвиги. «Проблема в том, что у нас нет полного согласования рамок и таксономии, но мы видим, как этот подход развивается. Мы видим определенный прогресс во многих местах, хотя и не везде».
Он заявил, что «огромная» проблема финансирования новых проектов в течение следующих 25 лет, вероятно, «недооценивается и, вероятно, неправильно понимается многими участниками экосистемы».
В октябре 2022 года новое правоцентристское коалиционное правительство Швеции заняло позитивную позицию по отношению к ядерной энергетике. В ноябре 2023 года оно обнародовало дорожную карту, которая предусматривает строительство к 2035 году новых ядерных генерирующих мощностей, эквивалентных, по меньшей мере, двум крупномасштабным реакторам, а к 2045 году должно быть введено в эксплуатацию до 10 новых крупномасштабных реакторов.
Эбба Буш отметила, что финансировать проекты, рассчитанные на 80 или 100 лет, «очень сложно». По ее словам, шведское правительство предлагает модель финансирования, которая включает в себя три компонента: государственный заем, долгосрочные контракты на разницу в ценах и механизм распределения рисков. «Наше предложение должно быть одобрено парламентом этой весной, и тогда мы будем открыты для бизнеса».
Инициатива мощностью в десять тераватт
Гоган объявила, что Terra Praxis, которая позиционирует себя как глобальная некоммерческая организация, стремящаяся обеспечить всеобщий доступ к недорогостоящей, надежной и чистой энергии, которая дает возможности людям и защищает природу, разработала новую систему сотрудничества для ускорения развертывания ядерных установок и малых модульных реакторов.
Согласно Terra Praxis, инициатива в десять тераватт (TTI) создает условия для получения 10 ТВт недорогой, экологически чистой и надежной электроэнергии и тепла в период с 2030 по 2040 год и еще 20 ТВт к 2050 году — без необходимости субсидирования.
«Традиционная ядерная энергетика не может соответствовать затратам, срокам и профилю рисков, необходимым для крупномасштабного внедрения», — говорится в заявлении Terra Praxis. «Инновации в проектировании, производстве, лицензировании и внедрении необходимы для того, чтобы ядерная энергетика могла конкурировать с ископаемым топливом».
Инициатива TTI определяет пять основных предпосылок для «старта», начиная с 2030 года: массовое производство «тепловых коробок» (малых модульных реакторов) с поддерживающими цепочками поставок; стандартизированная архитектура развертывания, сконфигурированная с использованием средств автоматизированного проектирования; лицензирование на основе продуктов, ускоряемое с помощью искусственного интеллекта; бизнес-модели проектов, привлекательные для разработчиков проектов; и крупномасштабные закупки крупными потребителями энергии.
«Достижение этих условий к 2030 году позволит быстро масштабировать производство в последующие десятилетия», — говорится в заявлении.
«Исключительная удельная мощность производимых тепловых блоков позволяет значительно расширить энергетическую систему, практически исключив ее воздействие на людей и природу», — подчеркнула Гоган. «Несмотря на амбициозность, наш анализ показывает, что выполнение этих пяти предварительных условий и создание возможности для развертывания 10 ТВт к 2040 году вполне по силам нашей промышленной цивилизации».
В поддержку этих усилий Terra Praxis выпустила «Белую книгу инициативы мощностью в десять тераватт», в которой описаны благоприятные условия, основные моменты проверки и ключевые параметры стоимости и масштаба.
+ There are no comments
Add yours