
В мире насчитывается более 160 термоядерных установок, которые находятся в эксплуатации, строятся или запланированы к созданию. Такие данные приводятся в третьем издании ежегодного доклада Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) World Fusion Outlook 2025. Устройства варьируются от «пилотных установок, нацеленных на демонстрацию в ближайшей перспективе, до более крупных объектов, закладывающих основу для будущего промышленного развертывания», – отмечается в предисловии генерального директора агентства Рафаэля Мариано Гросси.
По его словам, то, что «когда-то было ограничено экспериментальными исследованиями и долгосрочными устремлениями, теперь быстро становится краеугольным камнем национальных энергетических стратегий и промышленного планирования». Гросси подчеркнул, что термоядерная энергетика вступает в новую фазу практической реализации, превращаясь из научной концепции в реальный сектор экономики.
Развитие термоядерного синтеза идет не по единому пути, а множеством параллельных курсов, отражая разнообразие технологий и региональных подходов. Сегодня почти 40 стран реализуют активные программы в этой области, а глобальные частные инвестиции в сектор превысили 10 миллиардов долларов США. Это свидетельствует о растущем доверии инвесторов и правительств к перспективам новой технологии.
Доклад был представлен на открытии второго совещания министров Всемирной группы по термоядерной энергии МАГАТЭ и 30-й Конференции МАГАТЭ по термоядерной энергии, проходящей в Чэнду, Китай. Это событие собрало ведущих мировых экспертов для обсуждения последних достижений и будущих планов.
Председатель Управления по атомной энергии Китая Шань Чжундэ в своей статье для доклада отметил, что последние научно–технические разработки ускорили переход термоядерных технологий от исследований к инженерному и коммерческому внедрению. Однако на этом пути стоят серьезные научные и инженерные трудности: достижение самоподдерживающейся горящей плазмы, разработка материалов, устойчивых к высокоэнергетическому нейтронному облучению и высоким тепловым нагрузкам, а также создание сверхпроводящих магнитов и обеспечение самодостаточности по тритию.
К вызовам также относятся формирование зрелой цепочки поставок, обеспечение экономической жизнеспособности проектов и устойчивых инвестиций. Кроме того, необходимо создать нормативно–правовую базу, соответствующую требованиям безопасности термоядерной энергетики. «Перед лицом этих возможностей и вызовов открытость и сотрудничество важны как никогда. Ни одна страна не сможет преодолеть все эти препятствия в одиночку или извлечь выгоду из результатов исследований в изоляции», – подчеркнул Шань Чжундэ.
В докладе анализируется прогресс по странам и конкретным проектам, сроки завершения которых варьируются от конца 2020-х до середины 2050-х годов. Отмечается, что промышленность играет все более важную роль в формировании путей развития термоядерного синтеза. И хотя в настоящее время не существует гармонизированного на глобальном уровне определения термоядерной электростанции, правительства начинают интегрировать эту технологию в более широкие программы по чистой энергии и инновациям, предлагая более четкие нормативные ориентиры.
Конференция по термоядерной энергии, которая продлится до субботы, служит глобальной платформой для обмена последними научными исследованиями и разработками. Она объединяет государственные учреждения и частные компании из более чем 50 стран, способствуя международному диалогу и сотрудничеству в освоении энергии будущего.