
Индия готовится к выбору площадки для второй атомной электростанции российского дизайна. Это решение знаменует новый этап в расширении сотрудничества двух стран, которое может охватить малые модульные реакторы (ММР), плавучие атомные электростанции и локализацию поставок топлива.
В совместном заявлении, опубликованном по итогам переговоров премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента России Владимира Путина, стороны подтвердили «намерение расширять сотрудничество в атомной энергетике, включая топливный цикл, поддержку жизненного цикла действующей АЭС «Куданкулам» и неэнергетические применения, а также разработать новую повестку взаимодействия в области мирного использования атомной энергии и сопутствующих высоких технологий».
Стороны отметили важность дальнейшего обсуждения второй площадки для АЭС в Индии, и индийская сторона «будет стремиться завершить официальное выделение второй площадки в соответствии с ранее подписанными соглашениями». Также было решено ускорить технические и коммерческие переговоры по реакторам российского дизайна ВВЭР, совместной разработке АЭС, а также локализации и совместному производству ядерного оборудования и топливных сборок для российских АЭС большой мощности на взаимовыгодных условиях.
Владимир Путин подчеркнул, что двусторонний товарооборот достиг около 65 миллиардов долларов в год с целью увеличения до 100 миллиардов. Отметив прогресс в строительстве АЭС «Куданкулам», он заявил, что после выхода станции на полную мощность «актуальным может стать строительство малых модульных реакторов и плавучих АЭС, а также использование ядерных технологий в неэнергетических целях, в том числе в здравоохранении, сельском хозяйстве и других отраслях».
Нарендра Моди назвал «повышение транспортной связности между нашими странами ключевым приоритетом», упомянув такие транспортные пути, как Северный морской путь и маршрут Ченнаи – Владивосток. В свою очередь, Россия и Индия сотрудничают в проекте по созданию коридора «Север – Юг», связывающего Россию с Индийским океаном. Развитие инфраструктуры вдоль Трансарктического транспортного коридора, главной артерией которого является Севморпуть, открывает широкие возможности для расширения двусторонней торговли, а круглогодичная навигация по нему обеспечивается атомными ледоколами.
Как сообщил генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, Росатом и Министерство портов, судоходства и водных путей Индии создали рабочую группу для изучения потенциала использования плавучих атомных электростанций в Индии. Россия является пионером в этой области: плавучая АЭС «Академик Ломоносов» успешно эксплуатируется уже более пяти лет. В российских проектах используются модифицированные версии малых реакторов, применяемых на атомных ледоколах.
Площадка «Куданкулам», расположенная на юге Индии, уже является домом для двух действующих российских реакторов ВВЭР-1000, введенных в коммерческую эксплуатацию в 2014 и 2017 годах. Еще четыре энергоблока находятся на стадии строительства. Также предложено строительство седьмого и восьмого блоков с более крупными реакторами ВВЭР-1200. Недавно состоялась первая поставка ядерного топлива для начальной загрузки третьего энергоблока станции.
В настоящее время в Индии эксплуатируются 24 ядерных реактора общей мощностью 7943 МВт, еще шесть реакторов мощностью 4768 МВт находятся в стадии строительства. Дели ставит амбициозную цель по увеличению мощности атомной энергетики до 100 ГВт к 2047 году. Для ее достижения планируется использовать двуединый подход: развертывание реакторов большой мощности, а также малых модульных реакторов (ММР). В частности, индийский Центр атомных исследований имени Хоми Баба уже разрабатывает три типа ММР для демонстрации.