В новом документе, опубликованном совместно Core Power, NorthStandard и Lloyd’s Register, подчеркивается, как Великобритания может использовать свой опыт мирового класса в области ядерных технологий и морских инноваций, чтобы возглавить глобальный переход к судоходству с использованием ядерной энергии.
«Учитывая, что 95% товаров прибывают в Великобританию морским путем, а Международная морская организация (IMO) стремится к достижению нулевого уровня выбросов парниковых газов от судоходства к 2050 году, страна должна изучить инновационные решения для поддержания своей морской отрасли при одновременном достижении амбициозных климатических целей», – говорится в отчете. «Передовые технологии ядерных реакторов, в том числе усовершенствованные малые модульные реакторы, открывают уникальную возможность декарбонизировать судоходство и укрепить позиции Великобритании как сверхдержавы в области чистой энергии. Плавучие атомные электростанции (FNPP) также предлагают решение проблемы подключения к портовой сети. FNPP могут обеспечивать чистую энергию портам, их объектам и оборудованию, а также посещающим судам».
В отчете, озаглавленном «Передовая морская ядерная энергетика: уникальная возможность для Великобритании», говорится, что при правильных инвестициях и политике Великобритания может создать отрасль стоимостью в несколько миллиардов фунтов стерлингов. «Однако для раскрытия этого потенциала требуются немедленные и скоординированные действия правительства по устранению нормативных, экономических барьеров и барьеров, связанных с общественным восприятием».
В документе предлагается политическая основа для правительства Великобритании по поддержке развертывания усовершенствованных малых ядерных реакторов на коммерческих судах и FNPP.
Во-первых, пересмотренный План чистого судоходства (CMP) Министерства транспорта, который первоначально должен был быть представлен в 2022 году, но не был опубликован до смены правительства в июле 2024 года, должен включать ядерную энергию. «Ядерные технологии шагнули вперед с 2019 года, и IMO также повысила уровень амбиций по декарбонизации судоходства, который может быть недостижим без включения судов с ядерными двигателями», – говорится в сообщении.
Кроме того, коммерческое страхование будет иметь жизненно важное значение для внедрения ядерной энергии в гражданскую морскую сферу. В частности, операторам судов с ядерными двигателями потребуется страхование морской ответственности, достаточное для покрытия ответственности судовладельцев в случае аварии. «Крайне маловероятно, что ядерные обязательства можно будет застраховать по коммерчески конкурентоспособным ставкам до тех пор, пока не будут введены правила безопасности и не станет более ясной ответственность за ядерные риски».
«Возможность коммерческого страхования судов с ядерными двигателями будет иметь жизненно важное значение для успеха внедрения ядерной энергии в морскую сферу», – сказал Пол Дженнингс, управляющий директор глобальной морской страховой компании NorthStandard. «Важно, чтобы правительства понимали необходимость конвенции о гражданской морской ядерной ответственности в рамках IMO и работали над созданием соответствующего режима ответственности».
В отчете содержится ряд рекомендаций для действий правительства. К ним относится содействие и координация диалога между различными правительствами и международными организациями для обновления правил и положений.
В краткосрочной перспективе Министерство энергетической безопасности и Net Zero Великобритании должно официально расширить мандат Управления по ядерному регулированию (ONR), включив в него плавучие ядерные установки, и предоставить им бюджет для этого.
Рекомендации для более долгосрочных действий включают содействие взаимодействию между соответствующими регулирующими органами, такими как ONR и Агентство морской береговой охраны, а также местными властями, чтобы обеспечить строительство, размещение и эксплуатацию судов с ядерными двигателями и FNPP. Правительству также следует рассмотреть возможность снижения рисков, присуждения грантов на совместное использование затрат для передовых ядерных проектов, отвечающих определенным параметрам, включая морскую ядерную энергетику. Оно также должно поддерживать внутренние цепочки поставок компонентов и ядерного топлива (включая возможности обогащения).
«По мере продвижения ядерных технологий к морским приложениям, включая плавучие атомные электростанции, крайне важно глобальное согласование нормативных требований», – сказал Энди МакКеран, коммерческий директор поставщика морских профессиональных услуг Lloyd’s Register. «Существующие структуры должны быть обновлены, чтобы отражать современные конструкции реакторов и эксплуатационные потребности. Великобритания обладает опытом, чтобы возглавить эти усилия в IMO и в Международном агентстве по атомной энергии, закладывая основу для безопасного, страхуемого и масштабируемого судоходства с использованием ядерной энергии».
Микал Бё, основатель и генеральный директор технологической компании Core Power, добавил: «Великобритания была в центре мирового судоходства на протяжении веков, и этот отчет подтверждает, что морская ядерная энергетика не только необходима для значительного повышения энергоэффективности судоходства, но и представляет собой экономическую возможность в размере 2,5 триллиона фунтов стерлингов (3,2 триллиона долларов США). Со временем стоимость бездействия намного превысит стоимость того, чтобы быть лидером на этом быстро развивающемся рынке».
Проводя и поддерживая Лондонскую международную неделю судоходства в сентябре 2025 года, «правительству Великобритании и заинтересованным сторонам страны предоставляется решающая возможность использовать это международное собрание для стимулирования инноваций, развития сотрудничества и реализации преобразующего потенциала морских ядерных решений», – говорится в отчете.
Варианты заголовков:
- Великобритания может стать лидером в ядерном судоходстве.
- Ядерная энергия – ключ к будущему британского судоходства.
- Великобритания изучает перспективы ядерных судов и FNPP.
- Отчет: Ядерное судоходство – шанс для экономики Великобритании.
- Великобритании предлагают план развития ядерного судоходства.
- Ядерные суда: призыв к действию для правительства Великобритании.