
В Айдаховской национальной лаборатории (INL) США начался ключевой этап испытаний нового ядерного топлива. Образцы уран-циркониевого сплава, разработанного компанией Lightbridge, проходят облучение в Усовершенствованном испытательном реакторе (ATR). Этот шаг является важнейшей вехой в совместной программе исследований и разработок Lightbridge и INL.
Цель кампании по облучению –– собрать ключевые данные о поведении материала в условиях, максимально приближенных к реальным. Испытания проводятся после успешного изготовления и загрузки образцов-купонов из обогащенного уран-циркониевого сплава в экспериментальную сборку. ATR представляет собой уникальный испытательный реактор с водой под давлением, который работает при очень низких давлениях и температурах по сравнению с коммерческими АЭС и в качестве основного продукта генерирует нейтроны, а не тепло. Это единственный исследовательский реактор в США, способный обеспечить крупномасштабное облучение высокоинтенсивными потоками тепловых нейтронов.
Ожидается, что испытания предоставят важнейшие данные о микроструктурных изменениях топливного сплава, его теплопроводности и других характеристиках в зависимости от степени выгорания. Эта информация критически важна для квалификации и лицензирования топлива Lightbridge для его будущего коммерческого использования. В ходе тестов часть облученных образцов будет извлекаться при различных уровнях выгорания для проведения послереакторных исследований, что поможет подтвердить расчетные характеристики для подачи лицензионной документации.
Джесс Гехин, заместитель директора лаборатории по ядерной науке и технологиям в INL, отметил, что начало испытаний является крупным достижением для обеих организаций. «ATR предоставляет платформу мирового класса для оценки передовых ядерных материалов в реалистичных условиях, и мы с нетерпением ждем анализа результатов этого важного эксперимента», –– подчеркнул он. Вице-президент Lightbridge по инжинирингу Скотт Холкомб добавил: «Данные, полученные на этом этапе, помогут нам подтвердить ключевые термомеханические свойства нашего топливного сплава и то, как они меняются при облучении, приближая нас к коммерческому внедрению топлива Lightbridge в существующих и новых водо-водяных реакторах».
Компания Lightbridge описывает свою разработку как запатентованную технологию ядерного топлива нового поколения. Она предназначена для существующих легководных реакторов и тяжеловодных реакторов с водой под давлением. Утверждается, что новое топливо значительно повышает безопасность, экономические показатели и режим нераспространения. Кроме того, топливо Lightbridge адаптируется для использования в новых малых модульных реакторах (ММР).