Бразильская компания Industrias Nucleares do Brasil (INB) заключила контракт с Министерством науки, технологий и инноваций и Агентством по финансированию исследований и проектов. Соглашение направлено на разработку и испытание критически важных технологий для запланированного в Бразилии микрореактора.
Проект рассчитан на три года, его бюджет составляет 50 миллионов бразильских реалов (примерно 9,1 миллиона долларов США). К работе привлечены исследовательские центры, университеты, а также представители военно-морского флота, Института энергетических и ядерных исследований и Института ядерной инженерии.
Компания INB будет отвечать за поставку ядерного топлива и предоставление специализированных инжиниринговых услуг, а также оказывать техническую и административную поддержку проекту. Президент INB Адауту Сейшас заявляет, что это историческая веха для бразильского ядерного сектора. По его словам, INB укрепляет свое призвание не только как производитель ядерного топлива, но и как технологичная стратегическая компания, являющаяся ведущим игроком в разработке инновационных решений для страны. Он подчеркивает, что ядерные микрореакторы обладают огромным потенциалом для обеспечения чистой, безопасной и устойчивой энергией удаленных регионов, а также для удовлетворения промышленных, оборонных нужд и потребностей национальной энергетической безопасности.
Директор INB по ядерному топливу Рейналду Гонзага отмечает, что эта технология способна произвести революцию в распределенной генерации энергии в Бразилии. Проект Национальной комиссии по атомной энергии (CNEN) нацелен на демонстрацию технико-экономической целесообразности разработки бразильского микрореактора мощностью 3-5 МВт. Предполагается, что микрореактор сможет размещаться в стандартном 40-футовом контейнере и эксплуатироваться дистанционно более 10 лет без необходимости дозаправки топливом.
Среди возможных сфер применения новой технологии – обеспечение надежного энергоснабжения удаленных населенных пунктов, больниц и промышленных предприятий, а также снижение зависимости от дизельных генераторов. В марте комиссия сообщала, что проект находится на уровне технологической готовности TRL 3, что соответствует этапу математического моделирования и предварительных исследований. Целью является переход на уровень TRL 6, на котором технология будет продемонстрирована в релевантной среде, приближенной к практическому применению.
В мире существует множество проектов микрореакторов, находящихся на различных стадиях разработки. В то время как малые модульные реакторы (ММР), как правило, включают реакторы мощностью до 300 МВт, микрореакторы, по определению Международного агентства по атомной энергии, проектируются мощностью примерно до 20 МВт. Особенно перспективными считаются контейнерные варианты, которые можно транспортировать в самые разные, в том числе изолированные, районы.
Тем временем, как сообщает издание «Страна Росатом», первый заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса «Росатом Интернешнл» Егор Квятковский на Петербургском международном экономическом форуме заявил, что Россия предлагает Бразилии совместные проекты по строительству атомных электростанций большой и малой мощности. Также планируется открытие транспортного коридора из России на базе портовых мощностей Санкт-Петербурга.
Егор Квятковский убежден, что атомные электростанции – как наземные, так и плавучие – являются отличным решением для энергоснабжения различных регионов Бразилии. Российская сторона, по его словам, предлагает полный комплекс услуг, включая строительство АЭС, техническое обслуживание, поставки топлива и совместную эксплуатацию.
В настоящее время в Бразилии эксплуатируются два энергоблока – «Ангра-1» и «Ангра-2», которые обеспечивают около 3% электроэнергии в стране. Работы по проекту «Ангра-3» с реактором PWR мощностью 1405 МВт разработки Siemens/KWU начались в 1984 году, но были приостановлены два года спустя, еще до начала строительства. Проект был возобновлен в 2006 году, первый бетон залит в 2010-м. Однако на фоне антикоррупционного расследования, связанного с госконтрактами, строительство блока было вновь остановлено в 2015 году при готовности 65%. С тех пор работы несколько раз возобновлялись и снова приостанавливались; решение о завершении строительства в настоящее время ожидается.