Голландская компания Allseas, специализирующаяся на морском строительстве и инженерных работах, объявила о запуске пятилетнего плана по проектированию, разработке и внедрению малых модульных реакторов (ММР), предназначенных как для интеграции на морские суда, так и для использования на суше.
Компания сделала выбор в пользу высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов (HTGR), использующих топливные частицы TRISO (Tri-structural isotropic), с выходной мощностью около 25 МВт(э). По заявлению Allseas, эта технология ММР была выбрана «благодаря присущим ей характеристикам безопасности».
В течение первого года Allseas планирует завершить первоначальные проектные исследования для морского и берегового применения. Затем последует разработка прототипа и предварительные обсуждения по лицензированию в консультации с ключевыми заинтересованными сторонами, включая регуляторов, таких как Управление по ядерной безопасности и радиационной защите Нидерландов, Международная морская организация и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), а также органы по безопасности и классификации, включая Lloyd’s Register. Работа будет вестись в тесном сотрудничестве с партнерами по исследованиям и инновациям, среди которых TNO, NRG-Pallas, Делфтский технический университет (TU Delft) и Королевская ассоциация судовладельцев Нидерландов (KVNR).
Стефани Хеерема, руководитель проекта по ядерным разработкам в Allseas, сообщает, что их цель – начать производство на специализированном объекте к 2030 году. Она поясняет, что первоначальное развертывание, вероятно, начнется на суше, пока завершается разработка морских нормативных актов, после чего последует применение на собственных судах компании и более широкое внедрение в отрасли. Хеерема добавляет, что это соответствует целям компании в области устойчивого развития: сокращение выбросов на 30% к 2030 году и достижение нулевого уровня выбросов к 2050 году.
В Allseas подчеркивают, что ответственное обращение с отходами занимает центральное место в их долгосрочном плане. Поэтому компания изучает циклические подходы, такие как повторное использование графита и переработка отработавшего топлива TRISO, чтобы «еще больше снизить воздействие на окружающую среду, гарантируя, что управление отходами остается ключевым фактором на протяжении всего жизненного цикла ММР».
Ян Леен Клоостерман, профессор физики ядерных реакторов и руководитель департамента радиационных наук и технологий в TU Delft, отмечает, что Делфтский технический университет уже более 10 лет работает над созданием безопасного по своей сути микрореактора на основе технологии HTGR. Поэтому, по его словам, они рады внести свой вклад в практическое применение этой технологии.
Судоходная отрасль ежегодно потребляет около 350 миллионов тонн ископаемого топлива и отвечает примерно за 3% от общего объема мировых выбросов углекислого газа. В июле 2023 года судоходная отрасль через Международную морскую организацию утвердила новые цели по сокращению выбросов парниковых газов, стремясь достичь чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году или приблизительно к этому сроку.
По мнению Allseas, атомная энергетика предлагает «непревзойденную плотность энергии, сочетая нулевые выбросы со стабильным и масштабируемым энергоснабжением». Компания также заявляет, что для промышленных кластеров на суше ММР «могут снизить нагрузку на энергосистему, обеспечивая постоянное безуглеродное энерго- и теплоснабжение, что ускорит декарбонизацию и повысит промышленную устойчивость и долгосрочную конкурентоспособность».
Стефани Хеерема утверждает, что ядерная энергетика – это «следующий рубеж», и Allseas «лидирует в предоставлении безопасной, чистой и надежной энергии как на море, так и на суше». Она подчеркивает, что компания, будучи «пионером морских инноваций с менталитетом «все возможно»», от демонтажа платформ за один подъем до трубоукладки с динамическим позиционированием, имеет «подтвержденный опыт превращения новаторских концепций в реальность».