Южнокорейская компания Samsung Heavy Industries получила принципиальное одобрение от Американского бюро судоходства (ABS) и Регистра Либерии на проект танкера-газовоза объемом 174 000 кубометров, оснащенного малым модульным реактором (ММР) на расплавленных солях. Этот шаг знаменует собой важную веху на пути к коммерческому использованию атомной энергии в гражданском флоте.
Концептуальный проект реактора на расплавленных солях (MSR) является совместной разработкой Samsung Heavy Industries и Корейского института атомной энергии (KAERI). Установка тепловой мощностью 100 МВт спроектирована таким образом, чтобы исключить необходимость замены топлива в течение всего срока службы судна, даже при установке всего одного реакторного блока. Как заявляют в Samsung Heavy Industries, «метод MSR характеризуется повышенной стабильностью и превосходной энергоэффективностью за счет использования расплава солей – жидкого ядерного топлива, в котором объединены топливо и теплоноситель».
Получение одобрения в принципе (AIP) от ABS – это первый этап в процедуре сертификации новых концепций. Он подтверждает, что предложенный проект соответствует основным правилам и стандартам отрасли, демонстрируя его жизнеспособность для партнеров и регулирующих органов. В KAERI отметили, что получение AIP для концептуального проекта является «первым шагом к переходу к реальной разработке судна».
Развитие атомных двигательных установок напрямую связано с необходимостью декарбонизации морских перевозок. Мировое судоходство ежегодно потребляет около 350 миллионов тонн ископаемого топлива, обеспечивая примерно 3% от общего объема мировых выбросов углерода. В июле 2023 года Международная морская организация утвердила новые цели, направленные на достижение чистого нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году, что требует внедрения революционных технологий.
В одном из своих предыдущих исследований ABS уже рассматривало возможность установки на СПГ-танкерах высокотемпературного газоохлаждаемого реактора. В отчете бюро отмечалось, что спрос на суда-газовозы растет, поскольку торговля сжиженным природным газом остается ключевым элементом глобальной энергетической безопасности. При этом в докладе подчеркивалось: «Атомная энергия была бы идеальным средством для кардинального сокращения выбросов в судоходстве, но на пути к этому остаются серьезные препятствия в общественном восприятии и международном регулировании».
Для преодоления этих барьеров ведется активная работа на международном уровне. Так, Американское бюро судоходства по контракту с Министерством энергетики США (DOE) исследует препятствия на пути внедрения передовых ядерных силовых установок на коммерческих судах. При поддержке Национального центра инноваций в области реакторов (NRIC) на базе Национальной лаборатории Айдахо, ABS разрабатывает модели различных передовых реакторных технологий для морского применения и готовит рекомендации для отрасли по коммерческому использованию современной атомной энергетики.