Завершено изготовление первой реакторной установки РИТМ-400 для ледокола «Россия», который, оснащенный двумя такими реакторами, станет самым мощным атомным ледоколом в мире. «Россия», головное судно проекта 10510, сможет преодолевать лед толщиной до 4,3 метра и прокладывать канал шириной до 50 метров. Строительство ледокола ведется на судоверфи под Владивостоком, а его ввод в эксплуатацию, согласно последним данным, намечен на 2030 год.
Реактор РИТМ-400 представляет собой усовершенствованную и масштабированную версию реактора РИТМ-200, модификации которого уже используются на ледоколах, плавучих энергоблоках и наземных установках. Тепловая мощность РИТМ-400 составляет 315 МВт, а мощность на винтах – 120 МВт, в то время как у РИТМ-200 эти показатели равны 165 МВт. При этом в новой установке применяются те же проверенные технологии. Изготовление реакторной установки РИТМ-400 проходило на предприятии «ЗиО-Подольск», входящем в машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом», и это событие совпало с празднованием 80-летия отечественной атомной промышленности.
Глава машиностроительного дивизиона «Росатома» Игорь Котов сообщает, что второй реактор будет готов «через пару месяцев», после чего обе установки отправят на судоверфь для монтажа на ледокол «Россия». Он также отмечает, что завершение этого проекта открывает новые возможности в развитии Северного морского пути. Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев подчеркивает, что создание реактора РИТМ-400 – это значимое событие для ледокольного флота, для «Росатома» и для всей страны. По его словам, реакторные установки атомного ледокола нового поколения «Россия» позволят ему преодолевать лед толщиной свыше 4 метров.
В настоящее время Россия эксплуатирует восемь атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал», «Таймыр», а также суда проекта 22220 «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Еще три ледокола проекта 22220 – «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград» – находятся на различных стадиях строительства. Для судов проекта 22220 уже изготовлено десять реакторов РИТМ-200, и еще десять находятся в производстве для использования на ледоколах или в малых модульных реакторах (ММР) наземного и морского базирования.
Атомные ледоколы являются ключевым элементом российского плана по развитию Северного морского пути – судоходной артерии вдоль северного побережья страны, которая позволяет сократить расстояние и время доставки грузов морем из Северной Европы в Азию. Маршрут протяженностью 5600 километров пролегает от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока. По данным российской стороны, использование Северного морского пути сокращает расстояние от Мурманска до портов Японии вдвое по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, а время в пути уменьшается примерно с 37 до 18 дней. Глобальное потепление делает крупномасштабную навигацию по этому маршруту более реальной, а программа строительства атомных ледоколов способствует этому процессу.
«Росатом» информирует, что в 2024 году грузопоток по Северному морскому пути достиг почти 37,8 миллиона тонн, что на 1,6 миллиона тонн превышает предыдущий максимум. Также было зафиксировано рекордное количество транзитных рейсов – 92, что способствовало достижению рекордного объема транзитных грузов в 3 миллиона тонн. Атомный ледокольный флот обеспечил 976 ледокольных проводок.