Рабочая группа, объединившая представителей органов радиационной и ядерной безопасности Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции, обнародовала стратегию, содержащую рекомендации по укреплению их сотрудничества.
На ежегодной встрече в Рейкьявике, Исландия, в августе 2023 года руководители скандинавских ведомств по радиационной и ядерной безопасности приняли решение изучить возможные общие стратегические приоритеты для властей северных стран в текущих условиях. Целью было определить, могут ли и каким образом такие приоритеты найти отражение в существующих форматах сотрудничества и методах работы. Эта задача была возложена на специально созданную рабочую группу — Nordic Strategy Group, в которую вошли представители всех профильных ведомств: Датского агентства по чрезвычайным ситуациям (DEMA), Норвежского управления по радиационной и ядерной безопасности (DSA), Исландского института радиационной защиты (GR), Датского национального института радиационной защиты (SIS), Шведского управления по радиационной безопасности (SSM) и Управления по радиационной и ядерной безопасности Финляндии (STUK).
Рабочая группа сосредоточилась на аспектах сотрудничества, которые, вероятно, будут особенно затронуты изменениями в операционной среде ведомств, вызванными текущей геополитической ситуацией и возросшим интересом к атомной энергетике. Результатом ее работы стала публикация стратегии сотрудничества под названием The Nordic Strategy Group Report: Enhancing Nordic Cooperation in Nuclear and Radiation Safety.
В отчете говорится, что между скандинавскими странами существует давняя традиция успешного взаимодействия, поддерживаемая исторической, культурной и географической близостью. Эта традиция, по мнению авторов, распространяется и на скандинавские органы радиационной и ядерной безопасности, которые наладили прочное сотрудничество как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
Однако в документе отмечается, что текущие условия работы этих ведомств весьма динамичны и стремительно меняются. Эти изменения обусловлены растущими энергетическими потребностями, связанными с «зеленым» переходом и потенциальным возрождением атомной энергетики, а также изменениями в глобальной и региональной обстановке в области безопасности, что ведет к появлению новых угроз и необходимости более глубокого регионального сотрудничества.
Отчет содержит 13 рекомендаций по дальнейшему развитию сотрудничества. Стратегия разделяет эти цели на пять основных направлений: обмен знаниями и совместная подготовка по вопросам разрешений и надзора за ядерными установками и материалами; расширение обмена информацией в области радиационной защиты; углубление сотрудничества по обеспечению готовности к радиологическим и ядерным инцидентам; усиление скандинавского взаимодействия в международной поддержке, в том числе Украины; а также активизация совместных усилий для повышения заметности и общего влияния северных стран на международных площадках.
В отчете говорится, что реализацию рекомендаций предлагается осуществлять в рамках текущей деятельности ведомств и на различных скандинавских форумах и в рабочих группах по сотрудничеству.
В ближайшие месяцы скандинавские ведомства подготовят план действий, в котором будут предложены конкретные шаги по выполнению рекомендаций отчета.
Представители STUK сообщают, что энергетическая политика в Финляндии и Швеции стимулирует строительство новых атомных электростанций. В Норвегии назначенная правительством рабочая группа по атомной энергии в настоящее время готовит отчет по этому вопросу. Эти темы также активно обсуждаются в Дании, где политический климат и отношение общественности к атомной энергетике изменились из-за событий на Украине. Все скандинавские ведомства, по их словам, сталкиваются с необходимостью готовиться к будущим изменениям, включая разработку нормативно-правовой базы, надзорных практик и повышение квалификации специалистов.
В GR заявляют, что скандинавским странам необходимо иметь потенциал для реагирования на серьезные радиологические аварии. Они должны быть способны измерять их последствия, оперативно принимать соответствующие меры безопасности и информировать общественность. Также им нужны знания и возможности для принятия иностранной помощи, поскольку каждая страна располагает ограниченными человеческими ресурсами и оборудованием для ликвидации последствий крупных радиологических аварий.