Верховный суд США шестью голосами против трех постановил, что штат Техас и компания Fasken Land and Minerals не имеют права на судебное оспаривание решения Комиссии по ядерному регулированию США (КЯР) о выдаче лицензии на временное хранилище отработавшего ядерного топлива.
Большинство судей считает, что ни штат, ни компания не являлись сторонами разбирательства, поскольку не были заявителями на получение лицензии и не смогли успешно вмешаться в процесс лицензирования.
Компания Interim Storage Partners (ISP) была создана в 2018 году как совместное предприятие Waste Control Specialists и Orano CIS, дочерней компании Orano USA, с целью лицензирования централизованного временного хранилища на существующей площадке Waste Control Specialists по утилизации отходов в округе Эндрюс, штат Техас. Планируемая лицензия разрешает хранение до 5000 тонн отработавшего коммерческого ядерного топлива, а также так называемых отходов класса выше С, в течение 40 лет. ISP также намерена поэтапно расширять объект в течение 20 лет, чтобы в конечном итоге хранить до 40 000 тонн ОЯТ, при условии получения будущих разрешений.
В июле 2021 года КЯР США опубликовала окончательное заключение о воздействии на окружающую среду по заявке ISP, рекомендуя выдать лицензию на объект. Лицензия была выдана в сентябре 2021 года.
Компания Fasken Land and Minerals совместно со штатом Техас и другими сторонами подала ходатайство о пересмотре лицензии. Законодатели Техаса в 2022 году приняли закон, запрещающий хранение высокоактивных радиоактивных отходов на территории штата, за исключением действующих или ранее эксплуатировавшихся ядерных энергетических реакторов.
В августе 2023 года коллегия из трех судей Апелляционного суда США по 5-му округу постановила, что КЯР не имела полномочий от Конгресса на лицензирование такого частного объекта вдали от существующей площадки АЭС ни в соответствии с Законом об атомной энергии, ни в соответствии с Законом о политике в отношении ядерных отходов.
Обращение с отработавшим ядерным топливом гражданского назначения в США является федеральной ответственностью, однако запланированное постоянное хранилище в Юкка-Маунтин в Неваде, которое в 1987 году было определено как единственное первоначальное хранилище для 70 000 тонн высокоактивных отходов, так и не было построено. Это означает, что ОЯТ с более чем 70 остановленных, выведенных из эксплуатации и действующих ядерных энергетических объектов в настоящее время хранится на площадках по всей стране.
Объекты, подобные предложенному ISP, предлагают сухое контейнерное хранение на площадке, удаленной от реактора, в ожидании захоронения в постоянном пункте глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО). На объекте ISP будут использоваться проверенные системы наземного сухого хранения топлива, разработанные Orano TN и NAC International, которые уже применяются на многих действующих и выведенных из эксплуатации коммерческих ядерных объектах в США. Расчетный срок службы системы хранения превышает 100 лет.
Судья Бретт Кавано, представляя позицию большинства, поясняет, что согласно Закону Хоббса, только «пострадавшая сторона» может добиваться судебного пересмотра решения Комиссии о лицензировании. Чтобы квалифицироваться как сторона лицензионного разбирательства, Закон об атомной энергии требует, чтобы заявитель либо подавал заявку на лицензию, либо успешно вмешался в процесс лицензирования. Однако в данном случае, по его словам, Техас и Fasken не являются заявителями на лицензию и не смогли успешно вмешаться в разбирательство. Поэтому, как он отмечает, ни одна из сторон не имела права на судебный пересмотр в Пятом окружном суде. Именно по этой причине, подчеркивает судья, Верховный суд отменяет решение Апелляционного суда и не рассматривает основной спор о том, обладает ли КЯР полномочиями лицензировать частные хранилища за пределами площадок АЭС.
Решение большинства Верховного суда США не затрагивает вопрос о том, имеет ли КЯР право лицензировать подобные частные объекты вдали от существующих АЭС. Суд подчеркивает, что, поскольку иски Техаса и Fasken не подлежат судебному рассмотрению, нет необходимости решать фундаментальный вопрос о законных полномочиях, на котором сосредотачивается особое мнение. Во избежание недоразумений, как отмечается в решении, суд, останавливаясь на предварительном вопросе возможности пересмотра, никоим образом не исходит из предпосылки, что Комиссия неправа по существу дела. Описание агентства как грубо нарушающего свои уставные документы, по мнению суда, находится в существенном противоречии с примерно 50-летней последовательной практикой Конгресса, действиями самого агентства и судебной интерпретацией.
В заключении суд констатирует, что Техас и Fasken не являлись сторонами лицензионного разбирательства Комиссии и не имеют права на судебный пересмотр ее решения о лицензировании. Верховный суд отменяет решение Апелляционного суда и возвращает дела с указанием отклонить или прекратить рассмотрение ходатайств о пересмотре.
KЯР США также в 2023 году выдала лицензию компании Holtec International на строительство и эксплуатацию централизованного временного хранилища отработавшего ядерного топлива в штате Нью-Мексико. Holtec International приветствует решение Верховного суда и выражает надежду, что оно поможет продвинуться в реализации планов по созданию своего хранилища в Нью-Мексико.