Радиоактивные материалы имеют решающее значение для медицины, сельского хозяйства и атомной энергетики. Ежегодно по всему миру безопасно перевозятся около 20 миллионов упаковок с такими материалами, однако отрасль сталкивается с серьезной проблемой – необоснованными отказами и задержками в их транспортировке. Эта ситуация ставит под угрозу бесперебойную работу больниц, атомных станций и научных центров.
Проблема отказов в перевозке, когда порт, аэропорт или перевозчик не принимают груз даже при его полном соответствии нормам безопасности, стала центральной темой на специальном мероприятии в рамках 69-й Генеральной конференции МАГАТЭ в Вене. Встреча, организованная Францией, Канадой, Италией и Всемирной ядерной ассоциацией при поддержке МАГАТЭ, была направлена на поиск конкретных решений этой многолетней проблемы. Отказ в перевозке грузов класса 7 (радиоактивные материалы по классификации ООН) – это ежедневное явление во всем мире, с которым отрасль борется уже более двух десятилетий.
Как отметила посол Франции при международных организациях в Вене Дельфин Урно-Пуэза, несмотря на наличие надежной международной нормативной базы, трудности все равно возникают. «Причины могут быть разными, – заявила она. – Они связаны с восприятием риска, сложностями национальных и местных политик, и это лишь некоторые из них. Мы коллективно работаем уже много лет, чтобы найти практические решения».
Ключевая сложность заключается в отсутствии гармонизации правил даже в рамках Европейского Союза. Ана Рита Лопес Рамос из Европейской комиссии привела примеры: перевозчикам приходится получать лицензии в каждой отдельной стране, а контейнеры – сертифицировать в каждой юрисдикции. Кроме того, из-за недостаточной осведомленности персонала медицинские радиоизотопы с коротким периодом полураспада могут быть сняты с рейса, потому что их упаковка не помечена как «скоропортящаяся». Михаэль Майер из Orano Nuclear Packages and Services добавил, что при морских перевозках многие порты не разрешают хранение грузов класса 7, требуя их немедленной перегрузки на поезд или грузовик, что создает узкие места и приводит к серьезным задержкам.
Последствия таких задержек могут быть критическими. «Безопасная и надежная транспортировка радиоактивных материалов – это не просто техническая необходимость, это краеугольный камень глобального здравоохранения, энергетики и инноваций», – подчеркнула Хильдегарда Ванденхове, директор отдела радиационной, транспортной и отходной безопасности МАГАТЭ. По словам генерального директора Всемирной ядерной ассоциации Самы Бильбао-и-Леон, без транспортировки «реакторы не могут работать, больницы не могут получить доступ к жизненно важным изотопам», а продовольственная безопасность и защита окружающей среды оказываются под угрозой. Более того, необоснованные препятствия иногда «побуждают некоторых грузоотправителей не декларировать должным образом товары, создавая дополнительные риски для безопасности», отметил Майер.
Вместо ранее планировавшегося юридически обязывающего Кодекса поведения теперь предлагается новое решение – Совместное заявление. Этот документ не будет иметь обязательной юридической силы, но страны, подписавшие его, возьмут на себя обязательство способствовать упрощению транспортировки радиоактивных материалов. «Мы не хотим создавать дополнительную бумажную волокиту или слишком много обязательств для государств-членов», – пояснила Анн Преста из компании Orano. Главная цель – послать «сильный позитивный сигнал всем заинтересованным сторонам» и взять на себя «обязательство по повышению осведомленности общественности и просвещению о рисках, связанных с перевозкой».
Для решения проблемы уже действует ряд инициатив. Рабочая группа МАГАТЭ по отказам в перевозке, возглавляемая Паоло Альвано, выявила ключевые причины трудностей: от нормативных различий между странами до высокой стоимости соблюдения всех требований. Кроме того, как рассказала Шазия Файяз, руководитель отдела транспортной безопасности МАГАТЭ, в 72 странах уже создана система национальных координаторов, к которым можно обратиться при возникновении проблем с поставками. Эта сеть помогает оперативно решать возникающие вопросы. Промышленность, со своей стороны, инвестирует в обучение, обеспечение соответствия нормам и повышение осведомленности.
Совместное заявление рассматривается как «начало новой эры» в решении проблемы отказов в перевозке. Ожидается, что оно послужит толчком для налаживания конструктивного диалога между государствами, перевозчиками и регулирующими органами для поиска общих решений. Для дальнейшего продвижения этой работы МАГАТЭ планирует провести в марте 2026 года международную конференцию, посвященную безопасной и надежной транспортировке радиоактивных материалов.